Атмосферное давление как объяснить ребенку

Статья на тему: "атмосферное давление как объяснить ребенку" с комментариями от нашего эксперта. Мы постарались осветить проблематику со всех сторон. Задавайте свои вопросы в специальном поле после статьи.

Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=http%3A%2F%2Fpotomy.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F05%2F11239-air-pressure-barometer

Мы живём на самом дне воздушного океана. Окружающий нас воздух так прозрачен и лёгок, что мы не замечаем его веса. До семнадцатого века нашей эры даже исследователи не думали, что воздух может иметь хоть какой-нибудь вес.

В далеком 1664 году итальянский герцог Тосконский захотел в саду своего дворца соорудить фонтан, что было в принципе обычным делом для тех времен. Чтобы подавать воду в этот фонтан, рабочие построили огромный насос, который, как оказалось впоследствии, не работает. Вода в нем достигала уровня 10,3 м, а дальше не двигалась. Конечно, народ был удивлен, раньше таких ситуаций не встречалось.

В этом же городе проживал некий Торричелли, ученик самого Галилея. Он предположил, что вода в насосе испытывает действие тяжести атмосферы. Столб воды высотой 10,3 метра в точности уравновешивает это давление. Торричелли проделал такой опыт: он взял длинную, около одного метра стеклянную трубку, запаяную с одного конца. Затем наполнил эту трубку ртутью и, повернув, опустил другим концом в другой сосуд с ртутью. Ртуть не вылилась, а только немного опустилась. Что-то помешало ртути вылиться из трубки в сосуд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Торричелли правильно предположил, что причиной служит давление воздуха на поверхность ртути налитой в сосуд.

В наши дни ученые уже подсчитали, что на ладонь взрослого человека осуществляется давление воздуха весом около 150 килограмм. Это огромная тяжесть, согласитесь! Какое же давление тогда испытывает наше тело целиком? Оказывается мы ходим под тяжестью примерно 12-15 тонн. Как же нас еще не раздавило? Дело в том, что человек даже не чувствует этого веса атмосферы, т.к. наше внутреннее давление с помощью специальных механизмов организма уравновешивается с внешним давлением.

Чтобы измерить атмосферное давление, люди пользуются прибором, который называется барометром. Но d давние времена для этих целей служила трубка Торричелли.

У поверхности Земли самая высокая плотность воздуха. Воздух ведь тоже имеет вес. Мы не видим его только лишь по той причине, что молекулы воздуха почти абсолютно прозрачны. А всё, что имеет хоть какой-нибудь вес Земля притягивает к себе. Но с поднятием на высоту воздух становится реже, его давление уменьшается. Так, например, на уровне 5,5 километров воздух становится вдвое реже, чем на поверхности Земли.

Без кислородных приборов человек может подняться только на высоту 5 километров. Если быстро подниматься, например на самолёте, выше этого уровня, человек может погибнуть от того, что внутреннее давление его тела разорвёт лёгкие и повредит кровеносные сосуды.

Конспект занятия для старшей группы с элементами исследовательской деятельности «Воздух. Атмосферное давление»

Ирина Злотник
Конспект занятия для старшей группы с элементами исследовательской деятельности «Воздух. Атмосферное давление»

Цели:

– познакомить детей с атмосферным давлением;

– закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;

– продолжать учить детей пользоваться не стандартным оборудованием, схемами;

– продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения;

– способствовать формированию у детей познавательного интереса;

– логическое мышление, память, речь, творческое воображение;

– мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обощение;

– слуховое и зрительное восприятие;

– ценностное отношение к окружающей среде;

– интерес к расширению кругозора

Материалы и оборудование:

1. Записка профессора;

2. Презентация «Воздух»;

4. Прозрачные стаканы по количеству детей (можно пластиковые);

5. Губки (по количеству детей);

6. Тазики маленькие;

7. Трубочки для коктейля;

8. Листы для схем;

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить сегодня в лабораторию к профессору Почемучкину, где мы с вами сможем посмотреть новые опыты. Давайте подумаем как следует себя вести в лаборатории.

Дети: В лаборатории мы должны вести себя тихо, спокойно, не баловаться, внимательно слушать и выполнять задания.

Воспитатель:Все верно. И я предлагаю пройти к профессору. Здравствуйте, уважаемый профессор! (никто не отвечает) Странно. Почему – то никого нет. Вот его халат…и записка какая – то. Прочитаем.

[1]

«Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе позанимаетесь в лаборатории. Желаю вам успешно ответить на все мои вопросы». Что ж, давайте снимем на видео, как мы отвечаем на вопросы, профессор посмотрит его и оценит каждого.

А вот и первое задание. Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Это воздух.

Воспитатель: Как вы догадались, что это воздух?

Дети: Мы догадались, что это воздух потому, что он невидимый и мы дышим воздухом, поэтому жить без него не можем.

Воспитатель: Что вы еще знаете о воздухе?

Дети: Мы знаем, что воздух не имеет цвет.

Воспитатель: Да, мы не видим воздух, следовательно, он бесцветный (вывешиваю иллюстрацию).

Дети: Воздух не имеет запаха.

Воспитатель: Действительно. Вдохните воздух носом. Он ни чем не пахнет. (вывешиваю иллюстрацию).

Дети: Воздух не имеет вкуса.

Воспитатель: Верно. Вдохните воздухом ртом и вы не почувствуете никакого вкуса. (вывешиваю иллюстрацию).

Дети: Воздух невидимый.

Воспитатель: Конечно. Мы не можем его увидеть. Значит он невидимый. (вывешиваю иллюстрацию).

Воспитатель: Для чего человеку нужен воздух?

Дети: Воздух нужен человеку, так как он им дышит.

Читайте так же:  Давление в 30 лет норма у женщин

Воспитатель: Как воздух попадает к нам в организм?

Дети: В организм воздух попадает через нос и проходит в легкие.

Видео (кликните для воспроизведения).

Воспитатель: Самый главный газ для людей и животных – кислород. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ.

Почему же кислород не кончается, если им дышат так много людей и животных? А потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который вдыхают люди, а сами выделяют кислород.

Итак, перед вами, ребята стоит задача: постараться с помощью опытов обнаружить воздух, а затем – это доказать. (Надеваем фартуки)

ОПЫТ 1

Воспитатель: Пройдем к первому столу. Что находится перед вами?

Дети: Перед нами стоит баночки с водой и стаканчики.

Возьмите стаканчик и строго прямо опустите его в воду. (Показываю).

Дети: Мы видим, что вода в стаканчик не поступает, значит, в нем есть воздух. Он мешает попасть внутрь стаканчика воде.

ОПЫТ 2

Воспитатель: Что вы видите на втором столе?

Дети: На втором столе мы видим тазики с водой и губки.

Воспитатель: Возьмите по губке и опустите в тазики.

Что вы наблюдаете?

Дети: Мы наблюдаем, что из губок выходит воздух в виде пузырьков.

ОПЫТ 3

Воспитатель: Подойдем к следующему столу. Что же видите здесь?

Дети: Здесь мы видим стаканчики с водой и трубочки.

Воспитатель: Как вы думаете, что предстоит сделать сейчас вам?

Дети: Нам нужно взять трубочки, опустить их в стаканчики и подуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет?

Дети: Из нас будет выходить воздух в виде пузырьков.

Воспитатель: Попробуйте.

ОПЫТ 4.

Воспитатель: Оказывается, воздух можно не только увидеть во время опытов, как мы сейчас с вами делали, но и услышать. (Надуваем шарик и отпускаем его, воздух вырывается из шарика со свистом)

ОПЫТ 5

Воспитатель: Скажите, что делает артист, играющий на духовых инструментах?

Дети: Артист, играющий на духовых инструментах дует в отверстие инструмента.

Воспитатель: Верно, когда он дует, воздух дрожит и получается звук. Давайте с вами послушаем как это происходит. (презентация)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам зарисовать результат понравившегося опыта на бумаге. Что вы делали сначала, что потом и что получилось. (зарисовывают)

Воспитатель: Как вы думаете, почему во всех опытах воздух выходил в виде пузырьков?

Дети: Воздух выходит через воду в виде пузырьков, потому что вода воздух в них выпускает.

Воспитатель: Все верно. Молодцы. Профессор будет доволен вами. А сейчас познакомлю вас с новым свойством воздуха – атмосферным давлением. Давайте скажем вместе атмосферное давление.

Воспитатель: Воздух давит на все предметы, на все живое: на нас, на деревья, на листья, на дома, скамейки, машины. И я покажу, как воздух давит на предметы.

Как вы думаете, что произойдет, если накрыть стакан с водой открыткой и перевернуть его? (Дети предполагают свои варианты).

ОПЫТ 6.

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Вода не выливается из стакана.

Воспитатель: Воздух, который был в стакане, давит на открытку, и в связи с этим вода не выливается. Это и есть атмосферное давление.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать.

Воспитатель: Ребята, оказывается, что воздух не такой уж и безобидный: он может быть и вредным.

Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе?

Дети предлагают варианты свои.

Воспитатель: Конечно в лесу! Приятно вдыхать смолистый запах хвойных деревьев, чувствовать ароматы березы, дуба, цветов пахнущих медом. Лесной воздух не только чистый, но и целебный. Деревья вырабатывают особые вещества, которые убивают вредные бактерии.

В городах воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнён частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.

Давайте вместе подумаем, когда воздух в городе становится свежее, чище?

Дети: Такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть.

Воспитатель: Как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить городской воздух?

Дети: Люди сажают в городе деревья.

Воспитатель: Заметили ли вы, что часто вдоль городских улиц и в скверах растут тополя? Эти высокие стройные деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Кроме того, тополя прекрасно очищают загрязнённый воздух.

В больших городах работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль

Как очистить такой воздух?

На многих предприятиях устанавливают особые фильтры, проходя через которые воздух очищают. Частицы копоти и пыли осаждаются на фильтре, а ядовитые газы улавливаются специальными установками. Кроме того, учёные разрабатывают конструкции новых автомобилей, не загрязняющих воздух. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.

Нам пора с вами возвращаться в детский сад обратно. Только как же профессор узнает о результатах, которые мы сегодня получили?

Дети: Давайте оставим профессору ответы в схемах, которые мы сегодня делали.

Воспитатель: Итак, что же мы с вами сегодня занимались?

Дети: Сегодня мы ходили в лабораторию к профессору Почемучкину и проводили там опыты с воздухом.

Воспитатель: Что именно вы делали и что у вас получилось?

Дети: Мы проводили опыты со стаканчиками и баночками и узнали что в стаканчиках есть воздух, так как вода туда не поступала, воздух ее не пускал.

Воспитатель: Верно. Какие еще опыты провели?

Читайте так же:  Как повысить нижнее давление не повышая верхнего

Дети: Мы узнали, что в губках тоже есть воздух. Опускали их в воду и наблюдали как воздух из них выходит.

Воспитатель: Хорошо, что еще?

Дети: Мы убедились, что в нас тоже есть воздух – дули в трубочки, которые были опущены в воду.

Воспитатель: О каком новом явлении вы сегодня узнали?

Дети: Сегодня мы узнали об атмосферном давлении. Оно давит на все предметы.

Воспитатель: Молодцы! Спасибо за сегодняшнюю работу.

Описание атмосферы Земли для детей всех возрастов: из чего состоит воздух, наличие газов, слои с фото, климат и погода третьей планеты Солнечной системы.

Для самых маленьких уже известно, что Земля выступает единственной планетой в нашей системе, которая обладает жизнеспособной атмосферой. Газовое покрывало не только богато на воздух, но и защищает нас от чрезмерного нагрева и солнечного излучения. Важно объяснить детям, что система устроена невероятно удачно, ведь позволяет поверхности прогреваться днем и остывать ночью, сохраняя допустимый баланс.

Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=https%3A%2F%2Fv-kosmose.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2FaHR0cDovL3d3dy5-3

На фотографии отображена атмосфера и земная Луна. Кадр сделали астронавты 31 июля 2011 года на борту Международной космической станции.

Начать объяснение для детей можно с того, что шар земной атмосферы распространяется на 480 км, но большая часть находится в 16 км от поверхности. Чем больше высота, тем ниже давление. Если брать уровень моря, то там давление равняется 1 кг на квадратный сантиметр. А вот на высоте в 3 км, оно изменится – 0.7 кг на квадратный сантиметр. Конечно, в таких условиях дышать сложнее (дети могли это прочувствовать, если когда-нибудь отправлялись в поход в горы).

Среди газов различают:

  • Азот – 78%.
  • Кислород – 21%.
  • Аргон – 0.93%.
  • Двуокись углерода – 0.038%.
  • В небольших количествах есть также водяной пар и прочие примеси газов.

[2]

Родители или учителя в школе должны напомнить, что земная атмосфера делится на 5 уровней: экзосфера, термосфера, мезосфера, стратосфера и тропосфера. С каждым слоем атмосфера растворяется все больше, пока газы окончательно не рассеются в пространстве.

Тропосфера – находится ближе всего к поверхности. С толщиною в 7-20 км она составляет половину земной атмосферы. Чем ближе к Земле, тем сильнее прогревается воздух. Здесь собран почти весь водяной пар и пыль. Дети могут не удивляться, что именно на этом уровне плавают облака.

Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=https%3A%2F%2Fv-kosmose.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2FStroenie-zemnoy-atmosferyi

Стратосфера начинается от тропосферы и поднимается на 50 км над поверхностью. Здесь много озона, нагревающего атмосферу и спасающего от вредного солнечного излучения. Воздух в 1000 раз тоньше, чем над уровнем моря и необычайно сухой. Именно поэтому здесь прекрасно себя чувствуют самолеты.

Мезосфера: от 50 км до 85 км над поверхностью. Вершина называется мезопаузой и выступает наиболее прохладным местом в земной атмосфере (-90°C). Ее очень сложно исследовать, потому что туда не могут подобраться реактивные самолеты, а орбитальная высота спутников чересчур высока. Ученые лишь знают, что именно здесь сгорают метеоры.

Термосфера: 90 км и между 500-1000 км. Температура достигает 1500°C. Ее считают частью земной атмосферы, но важно объяснить детям, что плотность воздуха здесь настолько низкая, что большая часть воспринимается уже как космическое пространство. Фактически именно здесь размещаются космические шаттлы и Международная космическая станция. Кроме того, здесь образуются полярные сияния. Заряженные космические частицы соприкасаются с атомами и молекулами термосферы, переводя их на более высокий энергетический уровень. Благодаря этому мы и видим эти фотоны света в виде полярного сияния.

Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=https%3A%2F%2Fv-kosmose.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fneznaika35

Экзосфера – наивысший слой. Невероятно тонкая линия слияния атмосферы с космосом. Состоит из широко рассеянных водородных и гелиевых частичек.

Для самых маленьких нужно объяснить, что Земле удается удерживать множество живых видов благодаря региональному климату, который представлен экстремальным холодом на полюсах и тропическим теплом на экваторе. Дети должны знать, что региональный климат – это погода, которая в конкретном участке остается неизменной 30 лет. Конечно, иногда она может меняться на несколько часов, но по больше части остается стабильной.

[3]

Кроме того, выделяют и глобальный земной климат – средний показатель регионального. Он изменялся в течении всей человеческой истории. Сегодня наблюдается стремительное потепление. Ученые бьют тревогу, так как парниковые газы, вызванные человеческой деятельностью, удерживают тепло в атмосфере, рискуя превратить нашу планету в Венеру.

Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=http%3A%2F%2Ftavr-obrazovanie.ru%2F_ld%2F58%2Fs09037601

Атмосферное давление – это давление веса воздуха вокруг Земли на саму Землю и на все, что на ней находится. Изменения погоды связаны с изменениями атмосферного давления. Почему необходимо знать величину атмосферного давления для тех, кто предсказывает погоду? Потому что известно, что низкое давление сопутствует дождливой погоде, а высокое – ясной и сухой.

Обычно, люди никак не ощущают атмосферное давление. Почувствовать его можно лишь при резком подъеме или спуске на машине с горы или в самолете. В современных самолетах для уменьшения дискомфорта при наборе высоты и посадке в салоне специально создается повышенное давление. Организм некоторых людей может быть чувствителен к изменениям атмосферного давления, и они испытывают в это время различные недомогания: головную боль, слабость.

Измеряют атмосферное давление барометром, а единицей измерения служит миллибар (мбар). Состоит барометр из пустой капсулы, из которой удалили воздух. При изменениях давления капсула немного деформируется и перемещает стрелку на циферблате барометра, изменяя значение.

В горах атмосферное давление значительно меньше, чем в более низких областях. Например, на горе Эверест давление составляет 320 мбар, в то время как в предгорьях – 900 мбар. Объясняется это тем, что на высоте меньшая масса воздуха давит на все, что там находится. Соответственно, воздух в горах более разрежен, что вызывает затруднение дыхания.

Существует закон Буйс-Баллота – закон направления ветра. Заключается он в следующем: в Северном полушарии, встав спиной к ветру, оказываешься в положении, когда справа зона высокого давления, а слева – низкого. В Южном полушарии – наоборот.

Читайте так же:  Андипал при повышенном давлении сколько таблеток

На поверхности Земли можно выделить специальные линии – изобары – отмечающие области одинакового давления, этими линиями также пользуются для создания прогноза погоды.

На сегодняшний день самое высокое атмосферное давление было отмечено в Сибири, оно составило 1084 мбар, а самое низкое – 870 мбар – было зафиксировано в Тихом океане во время тайфуна. Нормальным же считается атмосферное давление 1000 мбар, такое давление наблюдается в местах, близких к уровню моря.

Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=https%3A%2F%2Fpandia.ru%2Fuser%2Fcontent%2Fuser%2F347565%2Fphoto%2Ftb%2F1501294837736ko

учитель физики 1 квалификационной категории МОУ АСОШ №2

Атмосфера и атмосферное давление.

Урок по физике в 7 классе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: осуществление на данном учебном материале умственного и нравственного воспитания детей, развитие мышления и самостоятельности суждения, формирование представления об атмосферном давлении и его проявлениях.

Оборудование: воздушный насос, 2 пробирки, бутылка с трубкой и клапаном, пипетка, шприц, ливер, сосуд с водой, цилиндр с поршнем, таблица с изображением атмосферы Земли, 10 комплектов раздаточного материала: пипетка, шприц, 2 пробирки на подставке, стеклянная трубочка, химический стаканчик.

Организационный момент, объявление темы урока./5 минут. Объяснение нового материала и его закрепление./35 минут. Подведение итогов урока, обобщение изученного материала, объявление домашнего задания./5минут.

1. Мы с вами несколько уроков подряд изучаем давление. Сначала познакомились с давлением твердого тела, затем узнали о существовании гидростатического давления. Но этих знаний недостаточно для объяснения некоторых физических явлений и опытов. Один из таких примеров был подготовлен дома вашим одноклассником (опыт с бумагой и стаканом).

Попробуйте объяснить, почему вода не выливается? (Дети пробуют, используя свои знания найти разумный ответ)

Вот видите, действительно под листиком нет ничего, кроме воздуха, видимо, разгадку нужно искать в нем. Итак, тема нашего урока: «Атмосфера и атмосферное давление». Запишите, пожалуйста, в тетрадь.

2. Атмосфера – «атмос» – пар, «сфера» – шар в переводе с греческого.

Атмосфера это газовая оболочка Земли. На уроках географии атмосферой вы называли воздушную оболочку Земли, это тоже самое. Что такое воздух?

Воздух это смесь газов. Как вы думаете, какие газы входят в состав воздуха? (дети высказывают различные предположения, а учитель анализирует и корректирует, делая общий вывод).

Итак, в состав воздуха входят: азот – 78%, кислород – 21% и другие газы. (Детям можно предложить объяснить необходимость, например кислорода, наличие углекислого газа, и т. д.)

Изучая газообразное состояние вещества, мы узнали, что газы, в отличие от жидкостей и твердых тел, не имеют формы и не сохраняют объем. Почему тогда наша воздушная оболочка не улетела в космическое пространство?

(Дети высказывают гипотезы, обсуждают.)

Скорость движения молекул велика, но недостаточно. Для преодоления притяжения Земли необходимо развить значительно большую скорость – 11,2 км/с. Наша атмосфера действительно испаряется, но очень медленно, запасов воздуха хватит на несколько миллионов лет.

Исследования околоземного пространства с помощью искусственных спутников Земли показало, что атмосфера нашей планеты:

а) простирается на несколько тысяч километров в высоту;

б) не имеет резкой границы, плавно переходя в безвоздушное пространство;

в) плотность атмосферы убывает с высотой, воздух становится более разряженным, 80% всей массы воздуха сосредоточено в пределах 15 км над Землей. Этот слой получил название тропосфера. В верхних слоях тропосферы температура воздуха понижается до –55 градусов.

Именно в тропосфере живем мы с вами. На больших высотах из-за разряженного воздуха жизнь невозможна.

Атмосфера, окружающая нашу планету определяет все жизненные процессы на Земле. Она защищает нашу планету от резких перепадов температур при заходе и восходе Солнца. Например, на луне, не имеющей атмосферы, на ночной стороне температура опускается до – 170 градусов, а на дневной повышается до +120. Каково пришлось бы нашей Земле без спасительной атмосферы?! Кроме резких перепадов температуры, воздушная оболочка защищает нас и от других губительных факторах, о них мы поговорим с вами в старших классах.

Установлено, что при 0 градусов масса каждого кубического метра воздуха (на уровне моря) составляет, в среднем, 1,29 кг. В этом кабинете умещается около 180 кубических метров воздуха, прикиньте, какова масса всего воздуха в нашем помещении?

Из-за притяжения к Земле верхние слои воздуха давят на средние, а те на нижние. Наибольшее давление испытывает поверхность Земли, и все тела, находящиеся на ней. На нас давит вся толща воздуха!

Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

Существование атмосферного давления объясняет многие необычные явления и наш стакан с бумагой. Давайте еще раз пронаблюдаем этот опыт, и объясним, пользуясь новыми знаниями. (Идет объяснение опыта)

Теперь мы сможем проанализировать и объяснить еще несколько явлений:

Принцип действия шприца. Принцип действия пипетки. Принцип действия ливера.

Учитель демонстрирует опыты сам, затем просит учеников попрактиковаться с приборами на их столах и объяснить принцип их действия, выделяя ведущую роль атмосферного давления.

Многих людей увлекали вопросы, связанные с атмосферным давлением. Создано очень много приборов, использующих атмосферное давление. Для детей разработаны простые опыты-фокусы. Давайте посмотрим и обсудим некоторые из них.

Фонтан из бутылки. Наказанное любопытство. (Домашняя заготовка 1 добровольца.)

Дети обсуждают и объясняют данные явления.

3.Скажите, пожалуйста, что мы изучали на сегодняшнем уроке?

Что такое атмосфера?

Что такое воздух?

Есть ли у атмосферы четкая граница?

Какова плотность воздуха?

Чему равна масса 1 кубического метра воздуха?

Почему атмосфера давит на нашу планету?

Как можно обнаружить атмосферное давление?

Как можно использовать атмосферное давление?

Какое значение имеет для Земли атмосфера?

Ваше домашнее задание состоит из двух частей:

параграф №40 выучить

и подготовить 1 занимательный опыт на использование атмосферного давления.

Занимательные опыты можно найти в книгах «Занимательная физика» Перельмана и других.

Что такое атмосферное давление и на что оно влияет?

Все тела во Вселенной имеют свойство притягиваться друг к другу. Крупные и массивные обладают более высокой силой притяжения по сравнению с мелкими. Этот закон присущ и нашей планете.
Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.vseznaika.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fpic-00192-560x373

Читайте так же:  Повышенное давление в котле

Земля притягивает к себе любые объекты, которые на ней находятся, в том числе окружающую ее газовую оболочку – атмосферу. Хотя воздух намного легче планеты, он имеет большой вес и давит на всё, что находится на земной поверхности. Таким образом возникает атмосферное давление.

Под атмосферным давлением понимают гидростатическое давление газовой оболочки на Землю и расположенные на ней объекты. На разной высоте и в различных уголках земного шара оно имеет различные показатели, но на уровне моря стандартным принято считать 760 мм ртутного столба.

Это означает, что на квадратный сантиметр любой поверхности оказывает давление воздушный столб массой 1,033 кг. Соответственно, на квадратный метр приходится давление более чем в 10 тонн.
Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.vseznaika.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fpic-00193-560x633


О существовании давления атмосферы люди узнали только в XVII столетии. В 1638 году тосканский герцог решил приукрасить свои сады во Флоренции красивыми фонтанами, но неожиданно обнаружил, что вода в построенных сооружениях не поднимается выше 10,3 метров.

Решив выяснить причину подобного явления, он обратился за помощью к итальянскому математику Торричелли, который путем опытов и анализа определил, что воздух имеет вес.

Атмосферное давление – один из важнейших параметров газовой оболочки Земли. Поскольку в разных местах оно различается, для его замеров используют специальное устройство – барометр. Обычный бытовой прибор представляет собой металлическую коробку с основанием из гофры, в которой напрочь отсутствует воздух.

При росте давления эта коробка сжимается, а при снижении давления, напротив, расширяется. Вместе с движением барометра двигается прикрепленная к нему пружинка, которая оказывает влияние на стрелку на шкале.

На метеорологических станциях используют жидкостные барометры. В них давление измеряют по высоте ртутного столбика, заключенного в стеклянную трубку.

Поскольку атмосферное давление создается вышележащими пластами газовой оболочки, по мере повышения высоты оно изменяется. На него могут оказывать влияние как плотность воздуха, так и высота самого воздушного столба. Кроме того, давление меняется в зависимости от места на нашей планете, так как разные районы Земли расположены на различных высотах над уровнем моря.
Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.vseznaika.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fpic-00194-560x325


Время от времени над земной поверхностью создаются медленно передвигающиеся области повышенного или пониженного давления. В первом случае они носят название антициклоны, во втором – циклоны. В среднем показатели давления на уровне моря варьируются от 641 до 816 мм ртутного столба, хотя внутри торнадо могут опускаться до 560 мм.

Распределение атмосферного давления по Земле является неравномерным, что связано, в первую очередь, с движением воздуха и его способностью создавать так называемые барические вихри.

В северном полушарии вращение воздуха по часовой стрелке приводит к образованию нисходящих воздушных потоков (антициклонов), которые приносят в конкретную местность ясную либо малооблачную погоду с полным отсутствием дождя и ветра.

Если воздух вращается против часовой стрелки, то над землей образуются восходящие вихри, характерные для циклонов, с сильными осадками, шквальными ветрами, грозами. В южном полушарии циклоны движутся по часовой стрелке, антициклоны – против нее.

Какое влияние оказывает атмосферное давление на человека?

На каждого человека давит воздушный столб массой от 15 до 18 тонн. В иных ситуациях такой вес мог бы раздавить всё живое, но давление внутри нашего организма равняется атмосферному, поэтому при нормальных показателях в 760 мм ртутного столба мы не испытываем никакого дискомфорта.
Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.vseznaika.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fpic-00195-560x1066


Если же атмосферное давление выше или ниже нормы, некоторые люди (особенно пожилые или больные) чувствуют недомогание, головную боль, отмечают обострение хронических болезней.

Чаще всего неприятные ощущения человек испытывает на больших высотах (например, в горах), поскольку в таких районах давление воздуха ниже, чем на уровне моря.

Разделы: Физика

Вид урока:

комбинированный с компьютерной поддержкой.

Тип урока:

изучение и первичного закрепление знаний.

Цель урока:

Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие.

Задачи:

  • образовательная: дать понятие о существовании веса воздуха, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине).
  • развивающая: развить творческую активность, умения анализировать, делать обобщения, практические навыки;
  • воспитательные: воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности, продолжать формировать творческое начало у учащихся.

Оборудование:

сосуд с водой, ливер, пустая бутылка, блюдце, пустой стакан, свечка, варёное яйцо, презентация “Вес воздуха. Атмосферное давление”.

Педагогические технологии:

элементы технологии “Развитие критического мышления”, инфомационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая.

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Проведение опыта

4. Работа с книгой.

5. Решение задач.

6. Домашнее задание.

Ход урок

а

Урок сегодня мы начнем немного необычно, разгадаем небольшой кроссворд, в котором каким то образом заключена тема нашего урока. На экране будут появляться вопросы, дав ответ на вопрос, вы должны из этого слова выбрать букву, отмеченную в данной клеточке. (слайд 1)

Итак, слово, которое мы получили АТМОСФЕРА (слайд 2). С этим понятием вы уже встречались на уроках географии. Но мы с вами рассмотрим его с физической точке зрения, т.е. расширим знание об атмосфере, выясним, обладает ли воздух весом. Тема нашего урока “Вес воздуха. Атмосферное давление” (слайд 3) Но прежде заполним табличку (слайд 4)

На каждую молекулу воздуха действует сила тяжести, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха можно вычислить, зная его массу.

Опыт по рисунку 115 с. 97

P = mg = 1,3 кг х 10Н/кг = 13 Н.

Атмосфера

– это воздушная оболочка Земли.(слайд 7)Она состоит из отдельных условно разграниченных слоев (слайд 8).

Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле сжат больше всего и согласно закону Паскаля передает производимое на него давление во все стороны без изменения. В результате чего земная поверхность и тела находящиеся на ней испытывают давление всей толщи воздуха, или как обычно говорят, испытывают атмосферное давление. (слайд 9)

Читайте так же:  Прибор для измерения артериального давления тонометр

Опыт:

вода не выливается из перевернутого стакана накрытого листом бумаги (слайд 10).

Как объяснить этот опыт.

Если воздух давит на лист бумаги, значит, атмосферный воздух давит и на нас с некоторой силой.

Поводим плечами, что вы ощущаете? Сложим ладошки лодочкой, что чувствуете? (ничего).

Но воздух давит нас с огромной силой, на среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150 000 Н.

– Почему мы не ощущаем этого давления?

Мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма. (слайд 11).

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления.

Дети проводят опыты

и объясняют их:

А) поднятие воды в пипетке;

Б) поднятие воды за поршнем шприца;

В) поднятие воды в открытой трубке.

1. Яйцо в бутылке

2. Достань, монету из воды не замочив руки.

Мы знаем, что молекулы находятся, в непрерывном движении так почему же существует воздушная оболочка Земли? Найти ответ на вопрос в учебнике (с. 99, параграф 41)

Воздушная оболочка Земли существует потому, что у скорость молекул меньше, чем 11,2 км/с и на них действует сила тяжести. (слайд 12).

А что произошло бы на Земле, если бы вдруг воздушная атмосфера вдруг исчезла? (слайд 13)

– Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод + 130 0 С днем и – 150 0 С ночью (слайд 14).

Посмотреть, как выглядит, атмосфера Земли посчастливилось только космонавтам. Вот как поэтично описал увиденное сквозь иллюминатор корабля “Восток-2” летчик-космонавт Герман Степанович Титов “Горизонт Земли окружен ореолом нежно-голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет:” (слайд 15).

– Ребята, а можем ли мы говорить, что мы живем на дне воздушного океана? Почему.

А вот как писал об атмосфере французский астроном XIX столетия Камилл Фламмарион “: Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые: Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадные, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луга для того, чтобы отдать нам ее впоследствии:”.

Вот таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.

Задачи

(слайд 18):

Если откачать насосом воздух из жестяной банки, она сплющивается. Почему?

Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух лист, лопнул. Почему лопнул лист?

Однажды молекулы разных вредных газов, входящих в атмосферу одной из мрачных планет, обиделись на свою планету, перессорились друг с дружкой и решили разлететься в разные стороны. Что помешало молекулам покинуть планету?

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием атмосферного давления. Давайте вернемся к нашей табличке и заполним последнюю графу.

Что вы сегодня узнали на уроке:

– что называется атмосферой;

– какой воздушный слой сжат больше всего;

– все проделанные опыты можно объяснить существованием атмосферного давления.

Домашнее задание:

параграфы 40, 41 упр. 17, зад. 10 № 1, 3. Проделайте и объясните опыт “Тяжелая газета” (слайды 16, 17)

Опыт “Тяжелая газета”

Положи на стол широкую и длинную линейку.

Уравновесь ее на краю стола так, чтобы при малейшем нажиме она наклонялась или падала.

[1]

Теперь поверх установленной в таком положении линейки расстели газетный лист большого формата. Если ты с силой ударишь кулаком по выступающему концу дощечки, к великому своему изумлению, ты увидишь, что линейка удержалась на месте, точно приколоченная гвоздями!

Объясните, почему это произошло.

Литература.

  1. Гальперштейн Л. Я. Забавная физика: научно-популярная книга/оформл. Серии о. Кондаковой; художн. Б. Белов и Б. Доля. – Переизд., доп. и перераб. – М.: Дет.лит., 1993
  2. Ландау Л. Д., Китайгородский А. И. Физика для всех: физические тела. – 6-е изд., стер. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984
  3. Остер Г. Б. Физика задачник, М. “Росмэн”, 1998
  4. Перышкин А.В. Физика 4 учебн. для общеобраз. школ, М: Дрофа, 2003
  5. Шабловский В. Занимательная физика. – Санкт – Петербург, “Тригон”, 1997
  6. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. – М., Омега, 1994
  7. Материалы Интернет

Источники


  1. Кузьмина-Крутецкая, С. Р. Болезни сердца и беременость. Методические рекомендации / С.Р. Кузьмина-Крутецкая, М.А. Репина. – М.: Н-Л, 2010. – 243 c.

  2. Моисеев, В. С. Болезни сердца / В.С. Моисеев, С.В. Моисеев, Ж.Д. Кобалава. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 534 c.

  3. Малышева, И. С. Гипертоническая болезнь. Домашняя энциклопедия / И.С. Малышева. – М.: Вектор, 2013. – 208 c.
  4. Минкин, Р. Б. Болезни сердечно-сосудистой системы / Р.Б. Минкин. – М.: Акация, 1993. – 274 c.
Изображение - Атмосферное давление как объяснить ребенку xb45899
Автор статьи: Галина Гафарова

Здравствуйте. Меня зовут Галина. Я уже более 9 лет работаю в частной медицинской клинике. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here